Большая печать

Если вы интересуетесь инновациями, то могли видеть в Сети занятный график – «Цикл зрелости технологий», или, по-английски, «Hype cycle». В 2012 году на самой вершине пика находилась 3D-печать, а на более современном изображении можно видеть, как одна точка графика превратилась в две.

Большая печать

Потребительская трехмерная печать – на полпути от пика вниз, а индустриальная проскочила минимум и находится на подъеме, связанном с реальными промышленными применениями. Именно об этой, не домашней, а большой 3D-печати, шла речь 20 сентября в троицком Наноцентре «Техноспарк». Здесь собрались профессионалы со всей России в области аддитивных технологий.

Полтора процента

Когда 3D-принтеры делали первые шаги, их воспринимали как любопытную игрушку, которую покупает обыватель, чтобы сделать дверную ручку или статуэтку себя любимого. Со временем выяснилось, что бытовой рынок 3D-принтеров невелик, зато они нужны в прототипировании – изготовлении пробных вариантов деталей, чтобы запустить в серию лучшую традиционным методом.

Шаг к серийному производству сделали металлопорошковые 3D-принтеры. «Что происходит на небольшом по размеру рынке российских аддитивных технологий?» — начал свой доклад гендиректор Технологической инжиниринговой компании «ЛВМ АТ» Олег Лысак. А происходит пока немного: по его оценкам, в России сейчас 35-40 металлических 3D-принтеров, из них – 10-20%, сфера применения – авиационная и ракетная промышленность, медицина, ювелирная промышленность и стоматология. Доля России на рынке металлопорошков — 1,5%, а рост – 3-5% против мировых 20%. Словом, чтобы вскочить в уходящий поезд, нужно изрядно постараться – ради этого и собрались.

Самолет, имплант, турбина

3D-печать незаменима в создании медицинских имплантов. «В человеке очень много индивидуальных частей, — подметил генеральный директор компании «Эндопринт» Валерий Сайковский. – Метод 3D-печати нужен тогда, когда иначе сделать нельзя. Например, взрывом разнесло тазобедренную кость. Чтобы ее соединить, нужен имплант индивидуальной конструкции».

Второй большой рынок – авиапромышленность. На заседании присутствовал представитель АО «Гражданские самолеты Сухого» Константин Колесов – пока без доклада. «Мы просто прощупываем возможности использования аддитивных технологий», — объяснил он. Другие авиастроители уже применяют 3D-печать. Скажем, в будущий «авиалайнер XXI века» МС-21 входит двигатель ПД-14, разработанный АО «Авиадвигатель» в Перми. В нем – 14 деталей, изготовленных на мателлопорошковом принтере. Дешевле? Нет, заметно дороже. Но конструкторы выясняли, что литьем компонент с нужными свойствами сделать просто невозможно.

Помимо этого, 3D-печать уже находит применение в автомобилестроении. «Турбины компрессора уже печатают сотнями штук в год. КПД возрастает на 1%, что очень заметно», — говорит Олег Лысак.

Металлический фаб

Есть в России и производители металлопорошков, и те, кто проектирует и производит 3D-принтеры. «Я знаю еще три такие компании. Наше место, я считаю, лидирующее, — рассказал замдиректора АО НПО «ЦНИИТМАШ» Владимир Береговский. – Преимущества перед зарубежными: дешевле, мы пользуемся нашими программными продуктами, мы ближе – быстрее техподдержка, и нет ограничения на использование в оборонной промышленности», — добавил он. Троицк для Береговского – не просто точка на карте. «Мы сотрудничаем с ТРИНИТИ, у нас научные связи, совместные исследования и разработки».

А что планирует троицкий Наноцентр? «Здесь уже есть технологии композитов, механической обработки, прототипирования, фабрика промдизайна, и их можно будет достроить металлическим фабом в логике контрактного аддитивного производства», — говорит директор департамента ФИОП Роснано Алексей Гостомельский. Уже сейчас в «Техноспарке» на станках ЧПУ можно на заказ провести постобработку деталей, напечатанных в других местах. Будущий центр металлической 3D-печати станет частью отлаженной технологической цепочки. А детали…как говорится, пока в работе. Или в печати?

Источник: Газета «Городской Ритм» 
Автор: Владимир Миловидов 
Фото: Александр Корнеев 
Дата: 28 сентября 2016 г.