Действовать на опережение

Действовать на опережение

Осенью 2011 года судьба Греции зависела от выделения Международным валютным фондом денежного транша в 8 млрд евро. Афины с трудом избежали дефолта: 8 миллиардов сумма не маленькая, к тому же «европейском дворе» экономический кризис. А между тем, Греция могла легко «перехватить» эту сумму в небольшом городке Лёвен, пригороде Брюсселя. Этот университетский городок производит совокупный валовой продукт как раз на эту сумму. Что за «золотую» продукцию выпускает Лёвен и почему преуспевает с коэффициентом 7-8 процентов в год, в то время, когда падает экономика всей Европы, включая Бельгию? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор нанотехнологического центра «Техноспарк» в городе Троицке Денис КОВАЛЕВИЧ.

– Денис Александрович, что скрывается за забором бельгийского городка?

– Кластер. Образно говоря, это «инкубатор», где выращивают не цыплят, а новые технологические компании, предмет деятельности которых – технологии. Лазерные, микроэлектроники, биотехнологии, новые материалы и так далее. Вас удивляет, почему в таких городах как бельгийский Лёвен, английский Кембридж, голландский Эйндховен даже во время всеобщего экономического кризиса наблюдается рост? Это происходит за счет того, что в этих точках сделана ставка на развитие за счет технологий. Сегодня многие страны в своем экономическом развитии стремятся перейти на кластерный метод регионального управления. Вслед за всем миром Россия тоже старается наладить у себя процесс создания инновационных кластеров.

Смысл создания нанотехнологического центра в Троицке и других нанотехнологических центров, сформированных Фондом Инфраструктурных и Образовательных программ РОСНАНО, в том, чтобы сделать процесс появления технологических компаний серийным. Добиться, чтобы каждый год в России появлялись сотни новых технологических компаний в разных регионах. Только в прошлом году сеть нанотехнологических центров запустила более 200 таких компаний.

– Почему это так важно?

– Существуют страны, в которых развитие отдельных регионов происходит за счет появления новых технологических компаний. Иногда их называют «стартапами». Такие регионы преуспевают даже тогда, когда экономика страны падает. Я бы даже сказал, главным образом тогда, когда она падает. Парадокс ситуации в том, что технологическая компания делает бизнес на базе передовых технологий, влияющих на экономику завтрашнего дня.

Она решает насущные задачи отрасли или индустрии за счет новейших технологий и уникальных разработок, получая конкурентное преимущество в будущем. В торговом бизнесе вы работаете с существующим рынком. А здесь вы понимаете: инвестируемая технология будет востребована лишь через 7 лет. Зато вы займете на рынке монопольную позицию.

Заметив ваше монопольное преимущество, другие компании начнут копировать ваше производство, и сохранять монопольную позицию станет сложнее. Очень важно не пропустить пика развития компании, а тут же… продать ее. Сегодня это массовый процесс: крупные компании покупают стартапы. Это выгодно. Не надо ничего разрабатывать, набирать штаты, решать проблему доступа к технологической кооперации, открывать филиалы.

– Какой смысл продавать бизнес на пике его развития?

– Не забывайте о напирающих конкурентах. Ваша компания доказала: технология работает, появились потребители, довольные качеством технологии и ценой выпускаемого продукта. Дальше два варианта. Первый – расширяться и превращаться в крупную компанию. Второй – менять вид бизнеса. Вместо разработки – конструирование, инжиниринг или производство. Выращивая технологические компании, мы всякий раз доводим их развитие лишь до пика. После компанию надо продать. Полученный ресурс инвестировать в новые компании и технологии. Задача нашего центра – создание новых технологических компаний массовым, промышленным способом. В мире такой вид деятельности ведет особый тип предпринимателей, которых называют серийными. Они есть в США, Великобритании и континентальной Европе. Ежегодно запускают новые технологические стартапы. Ситуация в мире быстро меняется, развивается экономика, сегодня «нам не дано предугадать», какие технологии станут перспективными завтра, через год, через 10 лет.

А надо действовать на опережение. Достигать результата, двигаться дальше. Такова стратегия устойчивости. Вместо работы длиною в жизнь в одной компании, вы одновременно делаете ставку на несколько технологий. Неслучайно, англичане советуют, не держать все яйца в одной корзине.

– Нас такому не учили.

– И сейчас этому нигде не учат. Как можно научить «регулярно придумывать и реализовывать идеи»?! Выращивать производство? Но важно помнить: новую технологию надо делать очень дешево. Ведь ваш продукт – сама компания. Чем она дешевле, тем выгоднее реализация. Такой процесс развивается в мире и в России.

Для стартапов есть рынок, так называемый «технологический аутсорсинг». Это часть конечного продукта, которая создается партнерами и поставщиками. Сегодня у многих крупных компаний доля этого технологического аутсорсинга достигает 90 процентов. Некая компания изготавливает литографическую машину для производства чипов. Одна единица оборудования стоит 100 миллионов евро – как самолет. Для изготовления такой машины компания имеет тысячи технологических партнеров. Они поставляют знания, технологии, лицензии, услуги инжиниринга. И все поставщики работают не на одну, а на десятки крупных компаний. Они специализируются на том, что лучше умеют делать. Ведь когда производишь конкретный продукт, ты наиболее эффективен. А себестоимость изделия ниже. Чем больше разных компаний собрано в одном кластере, тем он эффективнее.

Издание: Газета Правительства Москвы «Тверская, 13»;

Название: Действовать на опережение;

Автор: Юрий Коноров;

Ссылка: http://www.tver-13.ru/archive_flash/2014/027/