ЦМИТ: перезагрузка

В последних числах ноября прошли первые занятия в Проектной школе «Техноспарк». Осенью прошёл отбор школьников старших классов, желающих познакомиться с современными технологиями и попрактиковаться на профессиональном оборудовании. Победители отправились на первый урок в Наноцентр.

ЦМИТ: перезагрузкаНовая траектория

Центр инновационного молодёжного творчества, он же ЦМИТ, он же фаблаб – слово уже знакомое. Первый в Троицке фаблаб появился в Наноцентре – его торжественно открывали 5 июня 2014 года. На базе ЦМИТ «Техноспарк» начали работать детские курсы по робототехнике, проходили «научные шоу» для детей, экскурсии и мастер-классы. Мешала географическая удалённость – без общественного транспорта добраться до Наноцентра трудновато. Теперь ситуация изменилась – основным местом занятий стал бизнес-инкубатор на Сиреневом, 1. Центральнее не бывает! Однако есть и оборудование, которое из «Техноспарка» не увезти – поэтому и на улице Промышленной, 2А занятия тоже проходят.

«Это можно назвать перезапуском, – говорит руководитель Проектной школы Владимир Берлизев. – ЦМИТ стал ближе во всех смыслах. Ключевое отличие в том, что раньше мы действовали в масс-маркете, то есть для всех: кружки, занятия, лекции, а теперь перешли к индивидуальной траектории: набрали группы, где каждый ребенок занимается по своему проекту, по своему замыслу».

«Гуглить» или мыслить?

Пока мы говорим, шестеро школьников разбираются с незапланированной задачкой – как работает кофе-машина. «Мы где-то уже виделись! – говорит один из мальчиков. – Может, на финале инженерных проектов в Московском политехе?» Всё проще, Александр Сулимов учится в восьмом классе Гимназии им. Пушкова, именно там он узнал о «техноспарковских» курсах. «Всё состоит из материалов, всё надо во что-то упаковывать, а значит, надо это изучить», – считает Александр. «Была с классом на экскурсии, очень понравилось, – говорит ученица Лицея Алиса Саква. – Сюда попал мой друг, он меня позвал – всё!»

…Или не всё. Чтобы попасть на курсы, нужно было выполнить тестовое задание. Например, сделать инфографику на заданную тему. Просто? «Это проверка не накопленных знаний, не умения «гуглить, а умения мыслить», – рассказывает Берлизев. Так, чтобы сделать картинку, одни провели многие часы в редакторе, другие – отыскали в сети ресурсы, сразу выдававшие красивый результат. И поступили как настоящие инженеры, которые умеют оптимизировать задачу. «И мы спорили, кого брать – тех, кто потратил много усилий или тех, кто сделал красиво, не напрягаясь, – продолжает Владимир. – Выбрали и тех, и других!»

Из плоскости – в объём

А затем встала дилемма уже перед детьми. С какого образовательного модуля начать, что интереснее? Их шесть: электроника и программирование, композитные материалы, 3D-моделирование, робототехника, альтернативная энергетика, лазерные технологии… Первая группа выбрала композиты. «В каждом модуле четыре занятия. Задача – показать технологию, продемонстрировать знания на кончиках пальцев, – рассказывает Берлизев. – Сегодня дети узнают, что такое композит, как собрать изделие из углеволокна. На втором занятии они уже своими руками его сделают. На третьем создадут формы, перейдут из плоскости в объем. И на четвертом получат наконец доступ к брейдинговой машине».

Что дальше? «Мы ожидаем, что лет через пять часть этих старшеклассников станут нашими сотрудниками, – говорит Берлизев. – И уже готовы через какое-то время заключать с ними отложенные трудовые договора». И куда выведет ребят эта индивидуальная образовательная траектория, зависит от них самих.

Источник: Газета «Городской Ритм»
Автор: Владимир Миловидов
Фото: автора
Дата: 6 декабря 2017 г.