Карты прошлого и будущего

Карты прошлого и будущего

Вечер понедельника. В ДШИ им. Глинки седой растрёпанный лектор размашистыми шагами мерит сцену. «Ну, давайте уже начнём!» – не терпится ему. Владимир Воловик уже 30 лет занимается историей инженерного мышления. В Троицк его позвал Наноцентр «Техноспарк».

«Нам важен сам формат устойчивого партнёрства между инженерами и предпринимателями», – сказал, открывая лекцию, гендиректор Наноцентра Денис Ковалевич. Он задался целью собрать заинтересованных лиц в новый клуб – Троицкую сеть инженеров (TEN, Troitsk Engineering Network). Нынешнее событие – первое.Карты прошлого и будущего

«Семь лет назад МИФИ заказал мне курс для студентов по истории инженерии. Если компактно – удаётся втиснуть в 35-40 часов…» – начал Воловик. Два часа лекции в ДШИ имени Глинки – только введение, рассказ о персонах эпохи Возрождения. Галилей, Леонардо и не столь известный, но весьма показательный деятель Леон-Баттиста Альберти – римский теоретик искусства и архитектуры. «Мир тогда как будто вскрылся, – рассказывает Воловик. – Он находился в состоянии перехода, совсем как сейчас…»

Лектор вернул во времена, когда архитекторы работали без чертежей, когда конструктору механизма не приходило в голову разделить его на составные части, когда люди не знали, что такое линейка с делениями… А затем, шаг за шагом, объяснил, как Альберти и его последователи разрабатывали язык архитектуры и не только.

Зачем? «Чтобы двинуться дальше, чтобы перейти к новым формам мышления – надо посмотреть, как это всё сложилось. Надо не то чтобы изжить, надо понять старое…» – говорит Владимир Воловик. «Тем, что я делаю, в мире занимается всего пять человек. Больше не надо. Зачем миру два Карла Маркса?» – говорит он. И добавляет, увидев удивление: «Я считаю не только тех, кто живёт сейчас…» Тем не менее, одного современного учителя он называет – это советский философ, основатель методологического движения Георгий Щедровицкий. «У него я научился тому, что самое главное – это мышление. Умение выискивать формы мышления и их история, то, как они складывались, – говорит он, и добавляет: – Есть история как научный предмет, а есть люди, которые рассказывают истории. И говорят потом: «Какая классная история!» И я всегда был великолепным рассказчиком».

С этим согласились и посетители лекции в ДШИ им. Глинки, и ученики Гимназии Троицка, где Владимир Воловик выступал днём. Для детей – возможность узнать об истории мышления, ведь тот мир, в котором мы живем сейчас, «вскрывается» на глазах, и кому, как не им, чертить его новые карты…

Источник: Газета «Городской Ритм» 
Автор: Владимир Миловидов
Фото: Пресс-служба НЦ Техноспарк
Дата: 12 апреля 2017 г.