Конвейер знаний и бизнесов

19 февраля 2019 томские студенты встретились с генеральным директором группы компаний «ТехноСпарк» Денисом Ковалевичем. Эта фирма, созданная в том числе фондом, входящим в группу Роснано, ежегодно запускает десятки стартапов, нацеленные на инновационные разработки и налаживание малых производственных предприятий по всей стране.

Основные клиенты «ТехноСпарка» — растущие корпорации. Для них покупка бизнес-моделей — один из самых дешевых и эффективных инструментов развития. Одновременно в разработке находятся более сотни инициатив. С мая прошлого года группа компаний, совместно с партнерами, объявила о масштабном наборе молодых специалистов, для которых участие в программе может стать хорошей площадкой для старта бизнес карьеры.

«Я думаю, что это привлекательно. Сейчас многие ребята идут в стартапы, а в дальнейшем возможна стажировка. Я думаю это хороший путь».

«Много хороших идей возникает, но они не могут осуществиться потому, что никто денег не дает. Поэтому стартапы необходимы».

«Сейчас востребована эта индустрия. Я думаю, что у нас много инициативных ребят».

ТГУ, который стал площадкой для диалога, заинтересован ежегодно вкладывать по миллиону рублей на каждого из десяти инициативных студентов. В том числе в будущем ожидая от будущих предпринимателей отчислений в фонд ТГУ. Но есть образовательная часть сотрудничества, которая выгодна всем сторонам.

Эдуард Галажинский, ректор НИ ГТУ:

«На 9 месяцев 10 человек поедут в реальные компании. На протяжении 9 месяцев они будут строить настоящий бизнес. А по итогу мы вас переводим на учебный план, и даем возможность защитить диплом в виде стартапа. То есть вашей рефлексии по поводу стартапа».

В. Генеральный директор троицкого нанотехнологического центра «ТехноСпарк» Денис Александрович Ковалевич сейчас у нас в студии, у нас в гостях. Добрый вечер.

ДК. Добрый вечер.

В. Денис Александрович, в рамках какой миссии вы сейчас находитесь в Томске и общаетесь со студентами.

ДК. Мы сегодня вместе с ректором университета анонсировали новую образовательную программу. И эта программа, в первую очередь, для тех, кто в следующем году будет защищать свои дипломы. Соответственно будет на 4 курсе бакалавриата или на 2 курсе магистратуры. Это возможность им защитить свой диплом в виде стартапа.

В. Бизнес-дебют 2018-2019 — это следующий этап для студентов?

ДК. Это следующая ступенька. Это для тех, кто уже выпустился, находится на рынке труда, хочет поменять свою профессию и начать заниматься предпринимательством. В этом смысле это такой апгрейд или следующий этап той программы, которую сегодня анонсировали мы.

В. То есть на этом этапе, если я правильно понимаю, вы уже конкретно отбираете те стартапы, которые предлагают вам ребята?

ДК. Мы отбираем ребят. Наша модель деятельности начинается с того, что сам «ТехноСпарк» решает какой стартап делать. За предыдущие 7 лет, которые мы существуем, мы только в одном Троицке создали 120 технологических стартапов. А по всей стране наша сеть создала 800 стартапов. В этом смысле мы немножко понимаем какие конкретно материальные стартапы, а мы работаем только в material base сферах в hardware, надо создавать. Будь-то роботы логистические…

В. В конечном итоге должен получиться реальный, ощутимый продукт

ДК. Безусловно, причем материальный. Это не интернет, не решения софта. Это датчики, геномика, аддитивные технологии, солнечная энергетика, микроэлектроника и т.д. Мы на входе студентам предложим конкретную бизнес-гипотезу. И 9 месяцев они проведут внутри нового стартапа с этой гипотезой, которую им нужно будет реализовать. Мы их подкрепим инвестиционным капиталом. Мы вложим определенные деньги в стартап. Студенты будут получать небольшую, но достаточную для проживания зарплату, и вместе с университетом компенсируем им издержки на проживание и логистику.

В. Бизнес-Дебют 2018-2019 проходит в Саранске, Ульяновске, Екатеринбурге и Томске…

ДК. Да, во всех тех точках, где действуют нанотехнологические центры. По-другому, российская сеть венчурно-строительных компаний. То есть компаний, которые строят компании. Венчурное строительство — это такой термин из международной практики и в нём главное слово «строительство». Профессия, которую мы сегодня анонсировали на встрече со студентами называется — строитель бизнеса. Это не управляющий бизнесом. Потому, что прежде чем управлять, нужно построить то, чем управлять. А в начале та работа, которой занимается предприниматель на старте — это строительство. Точно также как строить дом. Ты начинаешь с эскиза, потом с детального проекта, потом закладываешь фундамент, потом первый этаж, второй и так далее… А потом продаешь. Также мы относимся к компаниям. Мы работаем, осуществляя полный цикл технологических стартапов. Именно в этот процесс вовлекаем ребят, студентов на последних курсах.

В. Сколько времени нужно, чтобы компания окончательно созрела и была готова к продаже.

ДК. В мировой практике в тех областях, в которых мы работаем, средний срок до момента их продажи занимает 15-20 лет. Это долгие циклы. В интернете чуть быстрее, это происходит за 5-8 лет. Это не месяцы и не недели. Это длительный период. Но мы этот срок сократили по крайней мере в 2 раза. Наш цикл строительства одного стартапа составляет 6,7,8 лет. А студент с нами пройдет самый начальный этап, первые 9 месяцев. Это практика, которая начнется в сентябре 2019 года и закончится в мае 2020.

В. 9 месяцев достаточно, чтобы понять, как дальше работать?

ДК. Достаточно для того, чтобы перейти из точки 0 в точку 1. А это самый сложный переход. Потому что из точки 1 перейти в точку 100 гораздо проще, чем перейти из точки 0 в точку 1. Из несуществующего создать что-то — это скорее порождение, создание с 0. Это усилия, предпринимаемые для того, чтобы возникли первые сгустки деятельности, работы, первые инженерные решения, первые коммерческие действия, первые задачи по строительству собственной компании. Вот это всё, по крайней мере в трёх пластах, будет работать каждый из строителей бизнеса и это своего рода облегченная версия предпринимательства.

В. Чем должен обладать студент, чтобы попасть под эти непростые критерии и попасть в ТехноСпарк.

ДК. Это, в первую очередь, не какие-то предметные знания, а это так называемые не когнитивные компетенции. К примеру, любопытство. Чтобы глубоко зайти внутрь технического предмета, нужно быть любопытным человеком. Если у тебя нет любопытства, то ничего не получится. Второе, это настойчивость. Третье, это дисциплинированность. Четвертое, это мотивация. Причем самомотивация, когда ты сам отвечаешь на вопрос: почему сегодня ты делаешь то, что ты делаешь. И отвечаешь на вопрос: что я сегодня должен делать. И, наконец, одна из моих любимых характеристик, это термин, который взят из физики. Он называется резильентность — это свойство материала не терять свою структуру под сильным давлением. Предприниматель, строитель бизнеса — это такой материал, на который всё давит. На него давят инженеры, им нужно объяснять задачи и платить зарплату, на него давят инвесторы, ведь нужно за ограниченный срок произвести инвестиции, запустить бизнес и вернуть деньги. На него давят клиенты, которые ждут поставки своего продукта. На него давит налоговая инспекция. На него давит в конце концов семья.

В. Очень многозадачная история получается.

ДК. Очень многодавленческая. Представьте себе кристалл, на который оказывается давление. Любой из нас в подобной ситуации сожмётся, но при этом главное не потерять стержня. Не потерять базовой структуры здравого смысла и всегда отвечать себе на вопрос: зачем я это делаю. И это качество назвали резильентность. И этот термин из физики, на мой взгляд, очень точно отражает типовую ситуацию, как день за днём живет предприниматель.

В. Совершенно обратную историю вы обычно говорите про инженеров. Потому что многие компании приветствуют универсальных сотрудников, которые могут выполнять несколько задач. Но вы же в нескольких интервью говорите, что инженер должен заниматься исключительно своей специализацией. Почему?

ДК. Есть такое правило десяти тысяч часов. Чтобы хоть что-нибудь понять, знать не поверхностно, а глубоко, нужно потратить 10 тысяч часов. Посчитаем, что значит потратить на 1 предмет 10 тысяч часов. У некоторых это занимает 5-10 лет. Кто интенсивно работает, может пройти этот период за 5 лет. Если очень интенсивно, то за три года. Например, Илон Маск говорит: «80 часов в неделю. Это базовый и минимальный объём труда, который нужен, чтобы достигать каких-либо существенных результатов внутри новых технологических бизнесов».

В. Чем больше бьёшь в одну точку, тем больше результат. Правильно?

ДК. Да, и глубина для меня гораздо важнее универсальности.

В. Хочется ещё поговорить о тех направлениях, которыми занимается ТехноСпарк. Они очень разносторонние. Всё-таки нанотехнологии это большое понятие. Какие это направления?

ДК. Я могу рассказать какие наши направления сегодня на встрече со студентами вызвали наибольший интерес. Всего направлений около 20, их долго перечислять. Например, товары для спортивной индустрии. Это с одной стороны, например, генетика. Специализированная генетика для спортсменов. Для тех, кто испытывает сильные нагрузки, позволяет тренерам ответить на вопрос о пределе этих нагрузок. Генетика для молодежных футбольных академий, такой специализированный продукт. В первую очередь для родителей тех детей, которые отправляются в футбольные академии. А с другой стороны, это система датчиков. Датчиков сотрясения головного мозга, которые должны быть у каждого спортсмена. Не важно футболист, волейболист, боксер… Сотрясение мозга — это частая ситуация у спортсменов, которая не диагностируется или диагностируется потом по плохим последствиям. Или датчики передвижения футболистов по полю. Или продукт, который мы запустили уже с достаточно взрослым стартапом — исчезающая пена для футбольных арбитров. Арбитр чертит пеной, пробивают штрафной, и через несколько минут пена исчезает.

В. Но это штучный продукт?

ДК. Нет, это огромная индустрия. Это массовый продукт. Это огромные, многомиллиардные в долларовом выражении, рынки во всем мире.

В. Будем надеяться, что вы сможете найти в Томске перспективных и талантливых ребят.

ДК. Я тоже на это очень рассчитываю. 5 марта мы проводим первый отборочный тур, первый тренажер, игру под названием «Построй компанию. Продай компанию», в ходе которой мы отберём часть людей, которые пройдут в мае уже в финал.

В. Желаем вам удачи. Большое спасибо! У нас в гостях был генеральный директор группы компаний «ТехноСпарк» Денис Александрович Ковалевич.

Источник: Пресс-служба «ТехноСпарка»
Видео: программа «Томское время»
Дата: 20 февраля 2019г.