Построй компанию. Продай компанию. Зачем создана игра?

Построй компанию. Продай компанию. Зачем создана игра?

Прошло два с половиной года с тех пор, как в сети наноцентров прошла первая игра, на которой игроки инженерили, создавали компании и потом пробовали их продать. На сегодня проведено три десятка игр и в сети, и за ее границами. Кто-то с игр пришел на работу в наноцентры. Многие еще придут

Игра развивается, она почти полностью автоматизирована, сценарий сжался с 3-х дней до 1-го. Игра почти не зависит от ее создателей: уже были хорошие примеры того, как ее самостоятельно проводили те, кто играл раньше. Опыт проведенных игр позволяет начать фиксировать: что же все-таки сделано?

Понятие #разделениетруда(1) — это понятие из онтологии(2) деятельности. Передать хоть что-либо из такой онтологии в тексте, письменном или устном, — это почти невыполнимая задача. Достаточно вспомнить многократные попытки философа Фихте и его почти отчаянное послание о том, как надо читать его тексты(3). А Фихте писал все-таки про умозрительные действия, которые должен совершить читающий.

  • 1. Щедровицкий П. Г. Вверх и вниз по волнам промышленных революций. Лекция. [Электронный ресурс] // Университет НТИ «20.35», Образовательный интенсив «Остров 10-21», ДВФУ. — 2018. Режим доступа: https://www.youtube. com/watch?v=gB6fRwkBPMc&feature=youtu.be (дата обращения: 10.08.2018).
  • 2. Онтология — это то, что существует, мир. У философов, которые придумали это слово, миры построены почти как в фэнтези — параллельно: у одного весь мир — это идеи, у другого — материя. Деятельность — ни то, ни другое. Просто есть мир, где мы действуем, и все вокруг — это деятельность. А объекты только по виду кажутся нам то домом, то курткой, то логистическим роботом, но по сути своей являются лишь следами осуществлённой или осуществляемой деятельности.
  • 3. Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии. Соч.: в 2 т. — т. 1. — Спб, 1993. — с. 653–669. Это пример отчаянного, местами с почти площадной руганью, призыва к «уважаемому читателю» перестать все анализировать и оценивать, а просто сделать те действия, которые автор предлагает. Попытка не удалась. Этот призыв «уважаемые читатели» тоже с упоением анализировали и оценивали.

КАК ПЕРЕДАВАТЬ ТО, ЧТО НАДО НЕ ТОЛЬКО ПОДУМАТЬ, НО И СДЕЛАТЬ, ОСТАЕТСЯ ДО СИХ ПОР ЗАГАДКОЙ

Инструкции? Методички? Возможно. Но будет ли их исполнение не просто исполнением, но и получени- ем опыта? Одно в другое автоматически не перетекает. Для получения опыта или, по-другому говоря, знания, уровень рефлексии у действующего по инструкции должен быть просто запределен. Иначе из проделанных по инструкции действий невозможно восстановить то понятие, которое в инструкцию вшито автором. Вообще ничего вытащить невозможно. Да и по самой природе действия оно должно быть самостоятельным для того, чтобы случился опыт(4).

  • 4. Те, кто слушал лекции П. Г. Щедровицкого про философию действия, помнят, что продуктивное действие — это когда ты сам действуешь. Если действуешь не сам, то как будто память отшибает — опыт не появляется.

Возможно, #разделениетруда(5) еще слишком молодо. И никакой текст еще не может по-настоящему ухватить ставший всем очевидным, закрепленный в многократных обсуждениях общий смысл, соотносимый с этим понятием

Причем общий смысл ведь должен возникнуть не в академических кругах профессиональных писателей и читателей текстов, а в экономической действительности.

  • 5. #разделениетруда пишем слитно. В этом есть свой глубокий философский смысл, но можно считать, что это просто наш хэштег.

То есть среди людей, которые строят бизнесы и, в общем, не склонны к построению общих теоретических представлений о том, что они проделали. Можно ли попробовать сжать время появления та- кого общего смысла (и затем и понятия), без которого попасть в мир деятельности крайне трудно? В режиме реального времени это может занять десятилетия. А можно ли найти специально выделенное место с более годным для нас таймингом?

В КАКОЙ ФОРМЕ ВООБЩЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬСЯ ОБЩИЙ СМЫСЛ И ПОНЯТИЯ ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ  КАРТИНЫ МИРА?

Одна из версий ответа на этот вопрос — деловая игра «Построй компанию. Продай компанию»(6), основанная на первом отрезке опыта сети наноцентров в серийном технологическом предпринимательстве.

Все, что есть в этой игре — есть в предпринимательской действительности

Хотя, конечно, далеко не все, что в этой действительности имеется, перенесено в игру. На то она и игра.

  • 6. Эта деловая игра стала возможна только потому, что ее авторы не понаслышке знакомы с технологией организационно-деятельностных игр (ОДИ). Про ОДИ см., например, Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности. [Электронный ресурс] // Организационно-деятельностная игра: сборник текстов. Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.9(1).М. 2004. Режим доступа: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/gp/biblio/rus/49.

«Построй компанию. Продай компанию» отличается своим устройством от привычной формы ОДИ — в этой игре, например, нет ведущего и игротехников. Но именно технология ОДИ и лежащая в ее основе онтология позволили трансформировать описание предпринимательских действий в сценарий и нормы площадки игры, которые надо не читать, а играть, делать. Переход из мира описаний в мир игровых действий — это и было самым сложным моментом в разработке игры.

Первое, что пришлось различать в игре:

#разделениетруда и специализацию сотрудников в проекте. Слишком часто разделение труда понимается как создание карты работ в проекте и приписывание в этой карте существенных признаков для каждой ячейки(7). Например, описание функций и компетенций людей, которые станут эти функции выполнять. Иногда изначально есть разные места проекта и описание компетенций, которые там нужны. Под них подбираются люди. Иногда сначала есть люди, команды, а потом под них создан проект. Тогда то, что при этом ошибочно назовут «разделением труда», окажется антропологическими особенностями этих людей, их способностями и ценностями. У предпринимателей — совсем не так. Это не значит, что у предпринимателей нет способностей или ценностей. Просто сама механика их труда иная.

  • 7. Честно говоря, так понимают почти все и почти всегда. Это несколько обескураживает, но правильно различать все равно придется.

И ИМЕННО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УЧАСТНИКИ МОГЛИ НА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ ПОПАСТЬ В ЭТУ ИНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, БЫЛА СОЗДАНА ИГРА.

В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ С САМОГО НАЧАЛА НЕТ НИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МЕСТ, НИ КОМАНД ЛЮДЕЙ С ИХ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Там есть только предпринимательский труд. Его продукт — деятельности и новые рабочие места.

Пока этот труд не выполнен, никаких мест, ни, тем более, никаких людей в деятельности появиться не может.

СОЦИАЛЬНО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ В ТЕСНОМ ОКРУЖЕНИИ СЕМЬИ И ДРУЗЕЙ, НО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОН НАХОДИТСЯ В ПУСТОТЕ

Потом, когда-нибудь, задним числом, кто-то скажет, что предприниматель пользовался какими-то приемами из менеджмента, собирал хорошую команду и прочее.

НО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, В ЕГО РАБОТЕ, ЕМУ НЕ К ЧЕМУ ПРИКЛАДЫВАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ, И НЕТ НИКАКОЙ КОМАНДЫ, ТАК КАК НЕТ ЕЩЕ НИКАКОГО ПРЕДМЕТА.

Когда предприниматель входит в сферу, где ничего еще не состоялось, то он видит, что делать надо все и сразу

Но «все и сразу» — это ничего, небытие, абстракция. Поэтому можно только начать делать что-то, одновременно пробуя относительно своих действий дать навигацию другим предпринимателям. Предприниматель наращивает плотность своих действий, повторяет их, они и есть «нечто» там, где было «ничто». Возможно, другие предприниматели тоже заведут деятельность, которая будет годна к кооперации. Тогда вырастет и плотность взаимных деловых транзакций. Это будет совсем маленький участок от большой новой сферы — от того самого «всего». Но, если этот участок будет достаточно прошит, уплотнен реальными, а не мнимыми, деловыми связями, дающими каждому участнику построить экономику своего дела, то эта часть «всего» будет уже конкретна, различена и взаимно определена внутри себя.

ЛИНИИ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ФИРМАМИ КРЕПКО УДЕРЖИВАЮТ КАЖДУЮ ИЗ НИХ И ВСЕ ВМЕСТЕ В ЦЕЛОМ.

ДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НЕ ОТДЕЛИМЫ ОТ ЗДРАВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СМЫСЛА —

любая экономическая неадекватность, какими бы высокими целями, какой бы идеологией она ни оправдывалась, чревата уничтожением для только нарождающегося мира новой деятельности. Неадекватное экономическое поведение приведет к уничтожению только что появившихся рабочих мест и пострадает не только предприниматель, но и все его сотрудники. Этот риск, а также риск сделать ставку на неверное первое действие, на не-тот_______- бизнес, не-ту-деятельность, вообще действовать в неподходящей ситуации, которая от предпринимателя не зависит, всегда присутствуют. Именно это на игре проходят ее участники. Сначала почти все они делают бессмысленные, с точки зрения экономики, действия. И, тем самым, безответственные по отношению к делу. Очень часто эти действия оправдываются тем, что «мы — команда», или «нам важна красота инженерного решения», «без творчества и самореализации нет мотивации», или что-то подобное, находящееся за гранью самых простых законов экономики. То, что потом эта команда вся вместе оказывается без дела и без шансов на успех, а красивое инженерное решение оказывается не встроенным ни в одну из появляющихся технологических цепочек — это лишь быстрая иллюстрация многих печальных историй в постсоветском пространстве.

По сценарию игры в какой-то момент оказывается, что никаких запретов, никаких внешних вызовов нет

ДЕЛАТЬ В НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОЖНО ЛЮБОЙ БИЗНЕС, ТОЛЬКО СОВЕРШЕННО НЕ ПОНЯТНО — КАКОЙ

Это столкновение с небытием, с пустотой делового мира игры, переживается тяжело.

В игре предприниматель успевает несколько раз повторить деловые транзакции, на которые он сделал ставку. Ведь только тогда ему удастся продать свою построенную компанию

ВНУТРИ ИГРЫ ВИДНО, НАСКОЛЬКО ЭТИ ПОВТОРЫ ВНАЧАЛЕ НИЧЕМ НЕ ОПРАВДАНЫ — НИ ПРИБЫЛЬЮ, НИ ДОСТАТОЧНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ КООПЕРАЦИИ.

И видно, как все равно постепенно растет плотность деловых связей. Компьютерная программа игры «рисует» эту картину автоматически, зрительно показывая, как в пустоте появляется нечто.

В СЦЕНАРИИ ЕСТЬ МЕСТО ТАКОГО НЕВЫНОСИМОГО, КАК БЫ ТЯНУЩЕГОСЯ БЕЗ РЕЗУЛЬТАТА ВРЕМЕНИ ПЕРВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОБ И ПЕРВЫХ ПОВТОРОВ.

Это и есть в игре время второго (после начала игры) массового исхода участников из труда.

А те, кто не ушел, и кто прошел игру успешно, кто был внимателен к предпринимательским шансам, те смогли начать действовать, смогли провести навигацию и смогли сложить небольшие островки труда, внутри которых впервые можно увидеть феномен разделения труда

Что их удерживало от срыва? Надеемся, однажды у нас появится ответ на этот вопрос, а пока воздержимся. Ведь все написанное выше ни в коем случае не значит, что кому-то уже доподлинно известно, как работает мышление успешных предпринимателей — в жизни и на игре. Поскольку ситуация в игре приближена к реальной, то времени и места на объяснения и предъявление своей рефлексии у настоящих деятелей в игре просто нет. Даже не известно, осознается ли ими полученный опыт. Вовсе не все, кто один раз выступил создателем новой деятельности, продолжили успешно создавать их вновь. Игра создана совместно предпринимателями и людьми с философским бэкграундом. Но и это не дает никакой гарантии появления рефлексивных по отношению к специфике предпринимательского действия текстов. Мы тоже не знаем, как написать текст, который передает людям предпринимательское понятие — разделениетруда. Если только таким «текстом» не считать саму игру: ее сценарий, алгоритмы компьютерной программы и устройство интерфейсов игроков.

Источник: JUMP! venture август–сентябрь 2018
Автор: Анна Елашкина
Дата: 20 сентября 2018г.